2002 год. Жаркое бразильское лето Рио-де-Жанейро. Местные пляжи переполнены людьми: пока одни расслабляются на «лежаках», другие купаются в море и под неспешную болтовню играют в волейбол. Неподалеку от них небольшое место на пляже застолбили селекционеры футбольного «Фламенго»: в течение ближайших пяти часов им прямо на пляже предстояло посмотреть в деле более 3000 потенциальных футболистов. Из них в академию прославленного клуба попадут лишь 100 человек
Пока солнце скрывалось за застывшими где-то вдалеке вечерними облаками, селекционеры трудились из последних сил. Они уже фактически сделали свой выбор и просто досматривали очередную двусторонку, как в голове одного из селекционеров что-то екнуло. Его впечатлил крепкий рослый парень, ставший наколачивать в ворота изможденных соперников один гол за другим. «Берем!» – после нескольких минут раздумий решили тренеры «Фламенго». Забивного паренька, ухватившегося за последний шанс, звали Рафаэль Толой.
«Первое время я играл форвардом» – вспоминает Рафаэль – «но потом я стал реже забивать, и детские тренеры «Фламенго» стали опускать меня в полузащиту». Но и средняя линия оказалась Толою не по зубам. Во время матчей и после них игрок казался растерянным. Ему тяжело давалось общение в больших городах, где частица надменности по отношению к провинциалам – нормальное явление. Рио-же-Жанейро просто «съел» Толоя, и уже через год он отправился в более спокойный «Гойяс».
«Тренеры «Гойяса» сразу определили во мне центрального защитника. И наверное, не раз об этом жалели» – смеется Толой. Уже в первом сезоне Рафаэль нахватал 7 желтых карточек и 3 удаления. Дальше – больше. В 2011 году защитник становится самым грубым игроком Латинской Америки: 3 красные карточки и 10 желтых! В остальное время он был сверхнадежен. Рафаэль пластично и безошибочно исполнял сложные подкаты прямо в своей штрафной и умело начинал атаки первым пасом. В 2010-м году на его счету было около 10 голевых передач.
На Толоя обратили внимание «Милан» и «Наполи». Когда разговоры вот-вот должны были начать превращаться в дела, «россонери» куда-то исчезли. Неаполитанцы до последнего хотели усилить Толоем свою линию обороны на сезон 2011/12, но в дело вмешалось руководство «Гойяса». «При встрече руководство сказало мне, что готово продать меня в Италию. Но они недоговорили, что цена на меня составляет целых 5 млн евро. Они понимают: никто за такие деньги меня не купит, и этим нагло пользуются» – прорубил правду-матку Толой. Сезоном ранее «Гойяс» вылетел из высшей лиги. Вместо Лиги Чемпионов защитника ждала бразильская Серия В.
В знак протеста гордый Рафаэль прогуливал тренировки и делал жизнь команды невыносимой. Руководство «Гойяса» быстро прочувствовало мстительное настроение Толоя и согласилось начать переговоры о его продаже. В офис «Гойяса» стало поступать множество запросов о трансфере защитника. Среди них были запросы от «Зенита».
«Когда мне сообщили об интересе питерцев, я был очень взволнован. Я рассказал об этом друзьям и родственникам, которые довольно высоко оценили «Зенит». Но тяжелые воспоминания о Рио до сих пор со мной. Когда я представляю большой город, мне становится слегка не по себе» – откровенно признался Толой. По этой же причине он отклонил предложения «Шахтера» и столичной «Ромы».
Параллельно не привыкший к городской суете Толой мечтал о попадании в сборную Бразилии. И для этого страх перед мегаполисами необходимо было преодолеть. Вскоре Рафаэль оказался в «Сан Пауло», а потом – столичной «Роме». Лидер команды – Франческо Тотти – вероятно догадывался о психологических неурядицах Толоя. По этой причине он принял Рафаэля как настоящую звезду: вел себя с ним крайне благожелательно, закрывал глаза на игровые ошибки и оперативно решал любые бытовые сложности. Толой очень ценил поведение Тотти: в конце концов, благодаря самопожертвованию Франческо, бразилец окончательно переборол детские страхи. Толой стал выходить в основе «Ромы» и получать хвалебные рецензии от экспрессивных экспертов Sky Calcio. Но тут больное колено залечил Лукас Кастан. Его связка с Бенатия воссоединилась в центре обороны «Ромы», и Толой прочно сел на лавку. Рафаэль не захотел быть третьим лишним и вернулся в «Сан Пауло». Отыграв в Бразилии сезон, Толой задумался о возвращении в Италию. Там его ждала «Аталанта».
«Очень тяжелые переговоры (вздыхает). Обычно мы встречаемся с деловыми партнерами лично. Но с руководством «Сан Пауло» пришлось вести переговоры по телефону, т.к. им неудобно каждый день ездить в Европу, а нам – в Латинскую Америку. Из-за отсутствия личных встреч руководство «Сан Пауло» то и дело пыталось менять условия и договоренности, действовало на грани мошенничества. Пытка, а не переговоры!» – рассказал о возникших сложностях спортивный директор «Аталанты» Джованни Сартори. Теперь по вечерам Рафаэль сможет без суеты заказать капуччино и фирменную бергамскую пиццу с оливками, так же неспешно подняться в Верхний город и в спокойной обстановке перезагрузить голову от проблем и забот. Толой вернулся в свою провинциальную среду. И в этом его сила!
АВТОР: Виталий Ошовский
Спасибо за отличный материал!
Удачи Рафаэлю!